ИОАНН I ГИРКАН
Том XXIII , С. 468-469
опубликовано: 26 марта 2015г.

ИОАНН I ГИРКАН

(175-104 гг. до Р. Х.), первосвященник и этнарх Иудеи из династии Хасмонеев, правивший со 135/4 до 104 г. до Р. Х. И. Г. был 3-м сыном одного из лидеров Маккавейского восстания Симона Маккавея. Талант военачальника проявился у И. Г. уже при завоевании Акры (ок. 141 г. до Р. Х.), сир. крепости, построенной рядом с Иерусалимским храмом и ставшей оплотом просир. партии в Иерусалиме (об этом см. разд. «Греко-римский период» в ст. Израиль древний). После взятия Акры Симон назначил И. Г. начальником евр. войск в г. Гезере (Газаре) (ср.: 1 Макк 13. 53). Власть над Иудеей И. Г. унаследовал после смерти отца, погибшего вместе с 2 старшими сыновьями от руки зятя Птолемея, к-рый по совету сир. царя Антиоха VII Сидета (138-129) попытался завладеть троном этнарха. Однако народ не поддержал Птолемея, и оставшийся в живых И. Г. без труда овладел Иудеей (Ios. Flav. Antiq. XIII 7. 4).

Лепта, отчеканенная при Иоанне I Гиркане. Реверс, аверсЛепта, отчеканенная при Иоанне I Гиркане. Реверс, аверс

В первый же год правления И. Г. столкнулся с проблемой защиты страны от сир. завоевателей. Антиох VII вторгся в Иудею, опустошил почти всю страну и осадил Иерусалим. По условиям капитуляции иудеи должны были снести часть городской стены и выплатить значительную контрибуцию в качестве наказания за завоеванные еще Симоном Маккавеем греч. города Иоппия и др. (Ibid. 8. 2-3). Размещения селевкидского гарнизона в Иерусалиме удалось избежать только после уплаты дополнительной дани в 500 талантов и предоставления заложников (Ibidem).

Иосиф Флавий сообщает о посольстве И. Г. в Рим, где сенат подтвердил союз с Иудеей и принял указ, согласно к-рому Антиох должен был вернуть И. Г. оставленные иудеями прибрежные города. Практической помощи, однако, со стороны римлян не последовало (Ibid. 9. 2). По мнению ряда исследователей, это событие относится к периоду войны И. Г. с Антиохом VII 134 г. (Schürer. 1973. P. 204-205).

Ситуация изменилась после гибели Антиоха во время похода против парфян (130-129), в к-ром участвовал и И. Г. (Ios. Flav. Antiq. XIII 8. 4). Иудея фактически стала независимой и лишь формально оставалась под властью Селевкидов. Контрибуция, наложенная на И. Г. Антиохом VII, более не выплачивалась др. сир. властителям.

И. Г. смог воспользоваться нестабильностью державы Селевкидов. В походах И. Г. помимо иудейской армии участвовали иностранные наемники (в основном выходцы из М. Азии), службу к-рых И. Г. оплачивал из средств, полученных при ограблении сокровищницы гробницы царя Давида (Ibid. 8. 4). В 129 г. И. Г., продолжая политику предшествующих хасмонейских правителей, завоевал часть соседних территорий. Ему удалось практически восстановить евр. гос-во в границах царства Давида. После 6-месячной осады он захватил Мадабу и нек-рые окрестные города Заиорданья. В 128 г. И. Г. покорил Самарию, взял Сихем и разрушил самаритянский храм на горе Гаризим. Он подчинил прибрежные города, за исключением Газы, Аскалона и Птолемаиды. В 125 г. И. Г. напал на Идумею, захватил Хеврон, Адору (Адораим, ныне Дура), Мариссу (см. Мареша) и Эйн-Геди, жителей принудил принять иудаизм (Ibid. 9. 1). Т. о., под его контролем оказались важнейшие дороги региона: часть прибрежной дороги вдоль Средиземного м. (Via maris), а также т. н. царская дорога, связывавшая порты Красного м. и Дамаск.

Когда в 108/7 г. в Самарии (греч. колонии Севастии) началось восстание, И. Г. приказал сыновьям Аристовулу и Антигону осадить город, к-рый, несмотря на помощь селевкидов, был разрушен в 107 г. до Р. Х. В том же году состоялась последняя военная кампания И. Г., направленная против г. Скифополя (эллинистической колонии на месте Беф-Сана) на границе с Галилеей (Ibid. 10. 2-3). В ходе ее была завоевана вся Изреельская долина вплоть до горы Кармил (ныне Кармель) (Idem. De bell. I 2. 7).

В начале правления И. Г. опирался на религиозно-политическую партию фарисеев, мнение к-рых в толковании Свящ. Писания пользовалось большим авторитетом в народе. Сначала они поддерживали хасмонеев, но чем больше представление о власти последних сближалось с эллинистическим и вступало, т. о., в противоречие с тем, что считалось правильным пониманием закона, тем более фарисеи отдалялись от хасмонеев. Они критиковали хасмонейских первосвященников, в первую очередь по причине их несадокидского происхождения. Распространился слух, что мать И. Г. была в плену при Антиохе Епифане, и т. к. считалось, что сын женщины, оказавшейся в плену (согласно Лев 21. 13-14, «опороченной»), не мог быть первосвященником, то легитимность хасмонейских первосвященников с т. зр. Моисеева законодательства оказывалась сомнительной. Это подрывало авторитет И. Г. В итоге он запретил под страхом наказания исполнять все предписания фарисеев о соблюдении закона (Idem. Antiq. XIII 10. 5-6).

В последние годы правления И. Г. все более опирался на др. религиозно-политическую партию того времени - саддукеев, к-рые считали себя священнической элитой и были не менее фарисеев консервативны в религ. вопросах. Однако, стремясь сохранить свои привилегии, саддукеи поддерживали власть и были более открыты по отношению к эллинизму. Они не пользовались большим авторитетом в народе, но контролировали значительную часть экономики страны (Ibid. XIII 10. 5-7).

И. Г.- 1-й правитель Иудеи, при к-ром приблизительно со 110 г. после долгого перерыва начали чеканить монеты (чеканка не возобновлялась приблизительно 150 лет со времени указа Птолемея II). Выпускались только мелкие бронзовые монеты, т. к. серебряных рудников в Иудее не было. На 7 из 10 известных типов монет И. Г. надпись была сделана не арам. квадратным письмом, а архаическими древнеевр. буквами (Meshorer. 2001. Pl. 5-24; Ostermann. 2005. S. 55-56). По мнению исследователей, И. Г. стремился т. о. подчеркнуть, что его власть восходит к классическому периоду иудейской монархии (Keel. 2007. S. 1246). Надпись на аверсе большей части известных типов монет И. Г. (     ), по мнению большинства совр. исследователей, можно перевести как «Иоанн первосвященник и собрание иудеев». Тем самым сомнительный, с т. зр. мн. иудеев, первосвященнический статус И. Г. мог подкрепляться указанием на авторитет «собрания иудеев», даже несмотря на то что слово   для обозначения народа или общины в ранних источниках не употребляется (Ibidem). Наряду с этой надписью на нек-рых монетах указывается статус И. Г. как «главы ( ) собрания иудеев» (Ibid. s. 1246-1247). На реверсе монет не было антропо- или зооморфных изображений, которые могли быть восприняты иудеями как оскорбительные. Всего выделяются 3 мотива (Ostermann. 2005. S. 55-56): перекрещенные рога изобилия (распространенный в птолемеевском и селевкидском царствах символ процветания) обрамляют гранатовый плод (символ дарованного Богом плодородия); др. мотив - изображение большого цветка (лилии - Meshorer. 2001. Pl. 8-11, 34-35 - или розы - Ariel D. T. Excavations at the City of David 1978-1985 Directed by Y. Shiloh. Vol. 2: Imported Stamped Amphora Handles, Coins, Worked Bone and Ivory, and Glass // Qedem. 1990. Vol. 30. P. 33. N S21, 34, и др.). Самым редким было изображение шлема (часто встречается на селевкидских монетах, но может восходить и к библейской символике, см.: Пс 107. 9: «...Ефрем - крепость главы Моей, Иуда - скипетр Мой»).

Лит.: Tcherikover A. Hellenistic Civilization and the Jews. Phil., 1959; Hengel M. Judentum und Hellenismus. Tüb., 1969; Schürer E. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B. C.- A. D. 135) / Ed. G. Vermes, F. Millar. Edinb., 1973. Vol. 1; Jagersma H. Israels Geschichte. Konstanz, 1987. Bd. 2: Von der hellenistischen bis zur römischen Zeit; Goldstein J. A. The Hasmonean Revolt and the Hasmonean Dynasty // Cambridge History of Judaism / Ed. W. D. Davies, L. Finkelstein. Camb., 1989. Vol. 2. P. 292-351; Sievers J. The Hasmoneans and their Supporters: From Mattathias to the Death of John Hyrcanus I. Atlanta, 1990. P. 148-152; Thoma C. John Hyrcanus I as Seen by Josephus and Others Early Jewish Sources // Josephus and the History of the Greco-Roman Period / Ed. F. Parente, J. Sievers. Leiden; N. Y., 1994. P. 127-140; Hayes J. H., Mandell S. R. The Jewish People in Classical Antiquity: From Alexander to Bar Kochba. Louisville, 1998; Weitzman S. Forced Circumcision and the Shifting Role of Gentiles in Hasmonean Ideology // HarvTR. 1999. Vol. 92. N 1. P. 37-59; Бикерман Э. Дж. Евреи в эпоху эллинизма. М.; Иерусалим, 2000; Sacchi P. The History of the Second Temple Period. Sheffield, 2000; Meshorer Y. A Treasury of Jewish Coins From the Persian Period to Bar-Kochba. Jerusalem, 2001; Sasse M. Geschichte Israels in der Zeit des Zweiten Tempels. Neukirchen-Vluyn, 2004; Bringmann K. Geschichte der Juden im Altertum. Stuttg., 2005; Ostermann S. Die Münzen der Hasmonäer. Fribourg; Gött., 2005; Keel O. Die Geschichte Jerusalems und die Entstehung des Monotheismus. Gött., 2007. Bd. 1; Shatzman I. Jews and Gentiles from Judas Maccabaeus to John Hyrcanus according to Contemporary Jewish Sources // Studies in Josephus and the Varieties of Ancient Judaism: L. H. Feldman Jubilee Volume / Ed. Sh. J. D. Cohen, J. J. Schwartz. Leiden; Boston, 2007. P. 237-270.
К. В. Неклюдов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула
  • АВЕССАЛОМ 3-й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура
  • АВИЯ второй царь Иудеи после разделения царств
  • АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)